пʼятниця, 21 жовтня 2016 р.

Приключение, длиною в два выходных

Во всем известном "Алхимике" есть довольно простая фраза, что "жизнь тем и интересна, что позволяет сны сделать явью". А мне захотелось сделать явью воспоминания.
Много-много лет назад, когда мои волосы заплетались в длинную косу, а прочтение сказки "Морозко" было верхом мастерства, мы с папой ездили осенью в Карпаты. На самом деле в Трускавец, но кто хоть раз бывал там, поймут почему сам город не отпечатался в моей памяти. Не смотря на уже преклонный возраст, папа храбро шел со мной лазить по скалам, по пути мы кушали лесные ягоды, а вкус картошки с грибами, которую ели в одном из ресторанчиков где-то там, высоко, навсегда остался в далеких уголках памяти. 
Таких поездок с папой было всего две. Вроде бы не так и много, но только не было у нас больше шансов провести  вдвоем несколько недель и уже никогда не будет. Поэтому каждую осень я с теплом вспоминаю его. Стоит листьям начать желтеть, как только вижу первых прохожих в плащах и пальто, внутри сразу что-то начинает замирать... такой маленький кусочек грустного тепла обволакивает душу изнутри.

Эта осень стала очередным "обнулением" в моей жизни, в голове собралось столько мыслей, что закончились полочки для них. Как только пришла стипендия купила билеты на поезд до Закопане и забронировала хостел. По моим подсчетам я должна была попасть как раз в бархатный сезон и сполна насладиться ностальгией. Но я же гуманитарий, поэтому просчиталась, естественно. 
С приближением даты отъезда, накапливался все больший список аргументов в колонке "остаться на выходные в Варшаве". Пятница как-то прошла в суматохе, поэтому апогеем сборов в дорогу у меня был поход в продуктовый.
Не могу сказать, что я опытный путешественник, но маленький стаж есть, так же как и дорожная косметичка всегда готовая к приключениям и примерное понимание того, что мне нужно на день-неделю....И это меня спасло.
Естественно в субботу я проспала, что было не так уж сложно - поезд отправлялся в 5.30... И вот глубокая ночь, мои судорожные попытки проснуться, параллельно помыть голову и сделать бутерброды, а еще и книги скинуть на планшет, чтобы зря не терять время в дороге... В целом, пострадала только моя нога на которую я опрокинула чашку с горячим свежим кофе и ваза с лилией, которая сделала красивое пике, но выжила. 
С горем пополам, я и мой рюкзак покинули общежитие (прождав еще пару минут пробуждения охранника, чтобы он таки открыл мне дверь), залетаю в маршрутку не веря своему счастью и понимаю, что паспорт то дома остался... Ну бывает, другие документы есть - прокатит.
Найдя себя вовремя на вокзале я счастливо вздохнула. Вот подали состав, бегу я значит к  его началу  (в Польше вагоны не стоят по пол часа на пероне, а подаются максимум за 10 минут до отправки). Вагон 7, а дальше тепловоз. Ступор. Билет на номер 2. Залетаю в то, что было. Нахожу место "свое", но приходит девушка с билетом на это же место. Еще и номера поезда не совпадают. Спустя несколько минут собирается группа людей с билетами на "призрачные вагоны". Оказалось, что едем там, где сможем, а в Кракове нас ждет пересадка на автобус.
Место я нашла довольно быстро. Справа 4 бабушки-хохотушки, слева хропящий дедушка. Жаловалась я не сильно, ведь ехать не далеко, а все мысли были "хоть бы никто не зашел на следующей станции".
Краков. Мы со старушками, которые тоже ехали до Закопане, довольно быстро покинули вагон и начали наш квест "Найди автобус". Удобно, что вокзалы авто- и железнодорожный соединены, но не отличаются маленькими размерами. Отобрав у старшей из бабуль чемодан, иначе мы  только через час ушли бы только с перона, я начала забег в поисках автобуса. Никто ничего не знал, табличек или указаний не было. Люди с группки "счастливчиков" начали уже самостоятельно покупать билеты на автобусы. Студент-еврей во мне не был готов к такому повороту. Образовалась толпа человек из девяти, одна из девушек дозвонилась до службы поддержки - нужно было пройти до остановки, автобус все еще там. И вот семейная пара, два выпивших рок музыканта и я со своими бабульками бежим туда, естественно не ровная дорога и непонятно толком куда мы все-таки бежим. 
Когда, я все таки уселась в автобусе, моему счастью не было предела, так же как и потоку ласковых слов в адрес  Intercity. Кстати, чемодан бабули я так и несла до финала, поэтому они в автобусе подошли ко мне "Пусть у нас ничего нет, но мы хотели поблагодарить за доброту" и подарили  брелок из розового аметиста - такого умиления я не испытывала уже очень давно.
Три с половиной часа по извилистым дорогам, пробки, меня укачало и с опозданием, но мы таки приехали.
Погода была просто сказочной  - почти без облаков, тепло и медовое солнышко. Я рванула в хостел, закинуть лишнее с сумки. У меня не было плана, но была навязчивая мысль увидеть одно озеро, поэтому я просто таки бежала обратно на станцию.

До заповедника необходимо ехать минут 30 автобусом, я наивно думала, что он привозит почти под Morskie Oko. На часах было пол 2, сколько идти я не знала, но сумерки в незнакомом лесу не прельщали. Администратор на рецепции говорил, что дорога туда обратно займет у меня около 6 часов, но я списала это на непонимание польского...Потом то я поняла, что это реальная цифра при прогулочном шаге. В общем, иду я максимально быстро, обгоняя зевак с детишками, осознаю, что при этом телефон с нормальной камерой я зарядить не успела и там всего процентов 20% зарядки, ускоряюсь...

В целом путь к Morskie Oko - это трасса, закрытая для проезда машинами и продолжительностью около 9,5 км. Дистанция вполне реальная, а в хорошую погоду  при наличии компании - очень приятная. Для ленивых предусмотрен проезд конными повозками, которые как раз и печалили меня все время - не всегда успевали убирать за лошадками, не приятный запах и нужно было следить за дорогой. Дело в том, что первые минут 30 я хотела насладиться "звуками природы" - пение птиц, журчание рек... Но осознание того, что это будут "50 оттенков туристов" - русская речь, гогот и детские крики, пришла к выводу о наушниках и лицезрении пейзажей под любимые мелодии, так возникла необходимость мониторить конные эскорты (хотя я в основном и по запаху могла их определить) не радовала.
Идти, не зная сколько - не худшая опция, ведь не имея возможности оценить масштабы катастрофы, я была полна энтузиазма почти до самой точки Х. Лень двигала к поиску альтернативных троп и почти подскакивала где-то в душе при виде "прямых" тропинок, чего не скажешь о моих ногах. Весь подъем я ругала себя за неуместный подбор одежды, плавилась под солнцем и кривилась от его яркости.

Приятно порадовало, что по основной части дорог можно было найти урны, биотуалеты (о качестве история сегодня умалчивает), на двери которых красовались надписи "До следующего туалета 50 минут", вроде бы ни к чему не обязывает, но очень тонко намекает.
Самым тяжелым был последний километр. Там заканчиваются услуги повозок, построено небольшое кафе где можно подкрепиться, выпить чего-то теплого или горячительного, умерить жар мороженным. Это обескуражило и создало иллюзию, что оставалось всего пару метров.
Но оно того стоило. В целом, мне очень повезло и туристов вокруг было довольно мало, точнее очень мало, поэтому получилось "поймать момент".

Дорога обратно была снова в быстром режиме - на повозку тратиться не хотелось, приближение сумерок не радовало, а факт, что последний автобус в город будет в 8 служил волшебным...катализатором. Чем темнее. тем холоднее... Тут я уже рада была своему зимнему пальто и летела сломя голову (все конечности остались в тот день целы).
На вечерние прогулки сил не было, в хостеле меня ждало пару разочарований в виде ужасной вентиляции, платных полотенец и польской пенсионно-ясельной вечеринки, оккупировавшей всю кухню.
Перед сном я успела познакомиться с поляком, который звал с ним покорять горы в воскресенье, но прогноз погоды и настроение были в пользу "туристической прогулки по окрестностям".
Утро обломало планы и мне, и ему. Лило как из ведра без тенденции к улучшению. В результате мне была предложена экскурсия по городу. Я, конечно, с удовольствием полюбовалась милыми деревянными постройками, попробовала местное пиво, побывала в перевернутом домике... и мне стало окончательно нудно.
Поехали мы на вершину горы, там что-то вроде смеси местного рынка с парком развлечений, но с моим везением к моменту приезда ливень сменился туманом:
- А что тут меня должно впечатлить, какие-то виды?
- А ты представь, что там горы... Ну красивые такие....
К слову, я видела дерево перед собой, а то что за ним уже было затянуто белой дымкой.

Так не заметно прошел день, мы распрощались и я с вкусным и парой сувениров, направилась на вокзал, с теплой надеждой в душе, доехать в своем вагоне.
Сижу на пероне, лопаю нагетсы, люди толкутся - значит все хорошо. Правда их что-то мало, так не сезон же.
В общем, поезд не приехал, а жизнь меня ничему не учит. В информации нас обрадовали, что его заменитель, то есть автобус, уже тоже отчалил. И тут начинается вторая часть моего марафона. С группой поляков мы стремимся на соседний автовокзал, по пути я залетаю снять наличных... Автобус до Кракова! Свободные места - есть, отправка - сейчас. Повезло. Мы даже не знаем во сколько и куда прибытие, но благо все совпало. Всю дорогу мечемся, ведь малейшая пробка и мы застрянем, ведь количество альтернатив обратно пропорционально количеству студентов, которые едут с выходных.
Виднеется Краков, водитель по закону жанра и в лучших украинских традициях начинает высаживать пассажиров на всевозможных трамвайных или автобусных остановках. Каждая минута на счету. С рюкзаком в зубах, чемоданами под мышкой залетаем на перон. Но вздохнуть не получается - людей неимоверно много. Билет снова во второй вагон, когда подают состав пробиваемся в конец сквозь толпу, чтобы понять - его снова нет. На этот раз таких же десятки, весь коридор забит, толпа не понимает, что происходит, дети плачут, бабушки бурчат, девочки-испанки тупят - все как подложено. Фраза проводника "Можете занять места в первом классе" начинает Армагедон, когда вся эта масса пытается протиснуться до нужных мест, которые в начале состава. Бонусом не только пассажиры "призрачных вагонов", но и куча проданных билетов на стоячие места. Дойдя до середины мы встречаем на своем пути сопротивление и фразу "Дальше ходу нет", начиная с 8 вагона толпа была столь плотной, что протиснуться не реально... В общем, два с половиной часа, на коврике "тамбура" зато с халявным интернетом и "занимательным" чтивом о военном коммунизме - так подошли к концу мои выходные, которые еще аукиваются в протянутой сквозняком шее и месте, которое обычно используется как радар для поиска приключений.


Ну и немного фото для оценки масштабов приключения






















пʼятниця, 26 серпня 2016 р.

Посвящается 31 августа



Осень никогда не значит время года. Когда ты открываешь утром планшет прочесть новости, а календарь подсказывает .09.20.., это тоже не осень.
Приходит ли она неожиданно, когда после двух часов дня свет в комнате становится мягким, а а лучи солнца не обжигают. Ты возвращаешься домой раньше с прогулки, ведь быстро темнеет. Сам того не замечаешь, когда в кафе вместо холодного лимонада берешь бодрящий кофе. Еще перед сном прикрываешь окна, ведь под утро будет прохладно или достаешь с верхней полки шкафа теплый плед. Все чаще хочется взять в руки старую книгу, заслонившись от мира наушниками, погрузиться в любимый роман. Уже не встретишь запах скошенной травы, зато можно начать выискивать желтеющую листву,  улицы снимают свои зеленые шарфы, а каждое деревцо начинает переливаться оттенками янтаря, глины - как будто начали проявляться поцелуи лучей солнца на каждом листике - любимчики первыми обретают золотой налет.
Но только и это не осень.
Она - это вокзал, который полон людей, но для тебя пуст. Это студенты, обнимающее близких. Их маленькие чемоданчики издают легкий шум, когда едут по мраморному полу. Это облако прощаний и обрывки не сказанных фраз, которые уже через миг будут не уместны. Сюда же можно добавить привкус сожаления с ноткой ностальгии, которые разбавляют вкус предвкушения нового.
Только главное в этом, это тепло, которое еще на пару мгновений останется в ладони от родных прикосновений. Туман, не от перепадов температур на улице, а твой маленький туман, когда пытаешься сдержать слезы, а глаза застилает пелена слез. И, конечно, незримый отпечаток на щеке от самого неуместного поцелуя.
Предложения прерываются на полуслове - объявляют посадку.
Ты уходишь в вагон, оборачиваешься напоследок и понимаешь - пришла осень.

Картинки по запросу поезд осень




четвер, 24 березня 2016 р.

Абрикосовый цвет

Обычный весенний день, но не тот, когда обрывистый дождь, а в следующий миг солнце,  и не тот, когда в ясный день холодный ветер пробирает до костей.
Это был конец весны, последние деньки цветущих абрикос, вот-вот и жаркий зной разбавит мягкий воздух. В каждом легком дуновении ветра была сладость фруктовых садов, свежесть земли и необъяснимая тревога.
Ольга механически готовила обед, утонув в будничных мыслях - старшему пора покупать новые ботинки, Витя вчера порвал рубашку, а Саша такой упертый, хотя и маленький. Потом она обернулась и взглянула на дочку, которая тихонько дремала рядом в кроватке - на маленьком личике было такое умиротворение, можно только завидовать деткам, которые живут в мире свои цветных снов, где сказка и реальность неразличимы..... Это были такие простые и обыденные мысли, казалось, что это очередной день из сотен других, такой же как было вчера или будет завтра.
 В раскрытое окно иногда ветром заносило мелкие лепесточки с деревьев, что приходилось постоянно подметать пол в кухне. А детвора в саду радостно шумела, улыбаясь белым хлопьям со старого дерева, собирая одуванчики и пугаясь жукам.
Наверное, так выглядит счастье, когда есть семья, которая вечером соберется за столом, когда вкусный ужин и свои стены, когда есть с кем разделить тревоги, а есть ради кого просыпаться по утрам. Старые раны уже почти не давали о себе знать, теперь было только будущее. Она иногда, с легкой опаской, задумывалась, что может быть теперь все будет хорошо, но отгоняла мысли, в страхе спугнуть удачу.
Проходил день - бытовые хлопоты и не более, пока Ольга еще в декрете и может проводить время с детьми. Пора было обедать - она вышла на порог позвать мальчишек, на пару секунд замерла, не веря своему счастью - растущий сад тонул в зелени, дети шумно бегали вокруг, радуясь солнцу и теплу.
Ольга вернулась домой, начала накладывать порции, в комнату шумно дыша, забежали младший и средний сыновья.
- А где вы Борьку потеряли?
Не успели дети пролепетать, что он с новой игрушкой увлекся, как тишину разрезал громкий взрыв. Сердце начало стучать во всю, она ведь знала этот звук, он всегда нес смерть - так разрывается снаряд.
Ольга выбежала во двор, на секунду она как окаменела. Ее первенец лежал посреди двора, а вокруг растекалась лужа крови. Маленькая ручка была в полуметре от сыночка.  Она кинулась к нему. Вместе со старым снарядом разорвалась и ее душа на тысячи маленьких осколков. Из груди вырвался отчаянный крик о помощи, больше напоминающий рык обезумевшего зверя... Она прижимала его со всей силой, как будто это бы остановило кровь. Он не плакал, а только шевелил своими маленькими синеющими губками. Мальчик истекал кровью, а Ольга, с ним на руках, бегала по двору в надежде найти помощи. Но никого не было. Браться стояли на пороге, слишком маленькие, чтобы понять, что произошло. Обезумевшая от горя мать молила Бога о помощи, она не верила, что спустя столько лет ее ребенка заберет война, заберет в тот момент, когда только начнут меркнуть воспоминания о ней. Не верила, что это правда. Голубое небо окрасилось в алый цвет, а затем померкло... На некогда зеленой лужайке лежала женщина, прижимая бездыханное тело сына.
Борю похоронили без нее. Ольга почти неделю не приходил в себя. Потом ей пришлось открыть глаза, воспоминания, старые и новые, отдавали пульсирующей болью, раздирая ее изнутри. Громкий смех раздался в палате, женщина повернула голову и увидела как двое мальчишек ютились на неудобном стуле, а муж пытался их угомонить. Саша и Витя, заприметив, что мама открыла глаза сорвались с места, чтобы поскорее обнять, игнорируя замечания отца. Еще секунду назад ей хотелось на тот свет, но их радостные крики "Мамочка!" были сильнее боли и скорби, они были смыслом жизни от которой она не имела права отказаться.


Прошло много лет, но каждый раз, когда расцветают абрикосы, Ольга тихонько плачет, ведь эти лепестки на ветру - счастье оставшееся в далекой теплой весне 1952 года, счастье с карими глазами, чей смех больше никогда не раздастся в солнечном саду.